До Форума
 

Место проведения

Здание Главного штаба, Санкт-Петербург

Дворцовая площадь, д. 6-8

Здание Главного штаба, один из самых знаменитых архитектурных памятников Санкт-Петербурга, было построено по проекту архитектора К.И. Росси в 1820-1830 гг. Архитектор положил в основу проекта идею соединения триумфальной аркой двух независимых зданий в единое целое. Величественная арка - памятник победы в войне 1812 года, символ военного триумфа и славы России - образовала симметричную ось с центральной частью Зимнего Дворца.

Облик Главного штаба подчеркнуто строг и лаконичен. Нижний ярус трактован как рустованный цоколь, а стены двух верхних этажей гладкие. Окна третьего парадного этажа обрамлены скромными наличниками и сандриками. Лепной фриз выразительно выделяется на плоскости стены. Монотонность ритмики фасада протяженного здания (580 м) прерывают три портика коринфского ордера.

Первоначально в восточном крыле здания Главного штаба размещались Министерство финансов, Министерство иностранных дел и некоторые другие министерства Российской империи. Начиная с 1917 года, здание занимали различные учреждения и организации, в том числе Наркомат Иностранных дел. В западном крыле размещался Главный штаб, в настоящее время его занимает штаб Западного военного округа.

После завершения грандиозных работ по реконструкции здания Главного штаба, в нем будут выставлены коллекции русского и европейского декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры XIX-XX столетия, а также современного искусства.
В экспозиционную зону войдут отреставрированные исторические интерьеры – парадные залы Министерства иностранных дел Российской империи и личные апартаменты канцлера графа К. В. Нессельроде.

Резиденция Конституционного Суда Российской Федерации, Санкт-Петербург

Сенатская площадь, д. 1

Конституционный Суд Российской Федерации занимает ансамбль исторических зданий в центре Северной столицы у Медного всадника. Среди них здание бывшего Правительствующего Сената – высшего органа государственной власти Российской империи, дом графини А.Г.Лаваль и доходный дом Борхов-Поляковых.

Здание Сената является памятником архитектуры в стиле позднего классицизма, оно строилось в первой трети XIX века и стало последним масштабным проектом архитектора Карла Росси. Особняк Лаваль, который своим сегодняшним обликом и интерьерами обязан архитекторам А.Н. Воронихину и Ж.-Ф. Тома де Томону, в первой половине XIX века был одним из центров культурной жизни Петербурга, знаменитым своим внутренним убранством и коллекцией произведений искусства. В 1909 году здание было выкуплено в казну под нужды Сената.

После 1917 года здание Сената и особняк Лаваль были переданы Главному архивному управлению. После принятия в 2006 году решения о переезде Конституционного Суда Российской Федерации в Санкт-Петербург за короткий срок была проведена масштабная реконструкция этих зданий с максимально возможным восстановлением исторических интерьеров: обновлена отделка и настенная живопись парадного зала Общего присутствия Сената (ныне Сенатский зал), заново воссоздан облик сенатской церкви; в особняке Лаваль отреставрирована роспись под лепку (гризайль), проведена реставрация Помпейского и Голубого залов, а также ряда других интерьеров. 27 мая 2008 года в здании Сената прошло первое заседание Конституционного Суда Российской Федерации.

Малый Эрмитаж, Санкт-Петербург

Миллионная улица, д. 37

В 1764-1766 гг. по желанию императрицы Екатерины II рядом с парадной резиденцией - Зимним дворцом - архитектор Ю. М. Фельтен возвел двухэтажный корпус. Черты уходящего барокко и зарождающегося классицизма органично соединились в облике этого здания, в пластичности его архитектурных объемов и изяществе убранства фасада.

Позднее, в 1767-1769 гг., архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот построил на берегу Невы павильон с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей для уединенного отдыха императрицы. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличается строгими пропорциями, соразмерными архитектурным членениям Зимнего дворца. Ритм колоннады коринфского ордера, украшающей его второй ярус, выразительно подчеркивает художественное единство двух разных по стилю зданий.

Северный и Южный корпуса соединены расположенным на уровне второго этажа Висячим садом, по сторонам которого были устроены галереи. Архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж, в соответствии с назначением Северного павильона, где Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями - "малые эрмитажи". Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.

В великолепном Павильонном зале находятся часы Павлин. В галереях здания расположены экспозиции живописи и прикладного искусства Западной Европы.